Довольно часто приходится сталкиваться с заблуждением о правомочности сравнения «чистой поэзии» и поэзии песенной. «Опять эти «тили-тили, трали-вали!» Неужели ничего умнее придумать не могут?» - ворчит критик, живущий в каждом неравнодушном к хорошей поэзии человеке, когда он пробует на вкус свежую выпечку современной шоу-пекарни, шлепающей конвейерным способом однотипные музыкальные пончики с пустой сердцевиной. В шоу-бизнесе (увы и ах!) главным критерием, делающим песню заметной, зачастую выступают не ее художественные достоинства, а количество казначейских билетов, пущенных на раскрутку. В такой ситуации успешными песенниками и композиторами чувствуют себя все желающие, обладающие достаточным количеством денежных знаков и не обремененные ни азами поэтической грамотности, ни знанием основ нотной записи.
Для «чистоты эксперимента» умозрительно сдуваем с кружки шоу-бизнес-песневарения всю эту графоманскую пену к чертовой матери! И что же видим? Корректное сравнение «чистой» поэзии с ее песенной «кузиной» по-прежнему затруднительно по вполне объективным причинам. Вот некоторые из них: если поэт, работая над стихотворением, выбирает ритмический рисунок на свой вкус, в зависимости от творческих целей, то песенник часто вынужден подгонять свое «творение» под размеры, заданные музыкой; если поэт волен творить в собственных, им же заданных стилистических и художественных рамках, песеннику приходится решать еще и специфические задачи проработки фонетики под вокал; если поэт чаще говорит от своего имени, то песенник «держит в голове» сценический образ артиста; если поэт творит единолично, то песеннику чаще приходится работать в команде, учитывая интересы и вкусы «соратников», где нет-нет да и наступишь на горло собственной песне. А количество исходного материала (кирпичиков-слов) – одно и то же! И часто то, что подходит для стихов, не годится для песни. Совершенно естественно, что песенная поэзия выглядит более упрощенной.
Напрашивается аналогия из области спорта - лыжные гонки и биатлон. Если лыжник (поэт) выходит на дистанцию (работает над стихами) с единственной целью – пройти весь путь как можно мощнее, максимально используя все свои силы (эпитеты, метафоры, перифразы и т.п.), то биатлонист (песенник), проходя ту же дистанцию, должен учитывать и тот факт, что ему еще и "стрелять" надо (желательно прямо в сердце слушателю). А для этого в песне все должно быть понятно «здесь и сейчас». Красивый поэтический оборот можно перечитывать еще и еще, находя все новые и новые штрихи глубоких ассоциаций и смыслов, а певцу на сцене ведь не скажешь: «повторите, пожалуйста, это место еще раз, я что-то не понял». Где-то тут, господа критики, собака-то и порылась!